Вторая конференция "Свободное програмное обеспечение в высшей школе" (27-28 января 2007)

МедиаВики в региональных педагогических проектах

Патаракин Евгений Дмитриевич

Институт программных систем РАН, ННГПУ

Всероссийская учебная энциклопедия Летописи.ру открылась 2 февраля 2006 года. Проект использует на движок МедиаВики. На 9 января 2007 года в базе данных 5141 статья, 4852 графических файлов, зарегистрировалось 2426 человек. На страницах летописи можно и нужно размещать сетевые проекты для школьников, студентов и учителей. Задача проекта дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России на протяжении 2006 года. Сетевой проект Летописи может рассматриваться в качестве варианта учебной оболочки, внутри которой можно эффективно реализовывать различные педагогические задачи. Одной из таких задач является освоение концепции повторного использования текста статей и кода программ.

Мы все вместе собираем по всему миру маленькие кусочки знаний и объединяем их в общую кучу как муравьи объединяют палочки в муравейнике. Это всемирный эксперимент Веб2.0, который объединяет миллионы людей во всем мире. Не случайно журнал Тайм назвал человеком года 2006 соавтора сетевых сервисов - собирателя закладок Делишес, хранителя фотографий Фликра и Ютьюб, автора блогов и статей в ВикиВики.

В Летописи и МедиаВики используется метафора маленьких кирпичиков, из которых дети и взрослые могут собрать простые и очень сложные конструкции. Метафора кирпичиков используется и в конструкторах Лего и в средах программирования Лого и Скретч. Кирпичики Лего или кирпичики Скретч полезны и сильны не тем, что они просты, а тем, что для них определен точный стандарт, и они всегда совместимы друг с другом. Точно так же статьи внутри ВикиВики обретают мощь тогда, когда при их изготовлении мы следуем определенным стандартам. Мы можем собирать статьи из готовых блоков так же, как собирается программа из кирпичиков в языке Скретч. Чаще всего внимание обращают на то, что в ВикиВики очень просто и очень быстро можно создать и разместить в сети новую страничку. При этом из зоны внимания выпадает то, что среда ВикиВики сильна именно взаимосвязями страниц и коллективностью усилий. То, что создано одним человеком, может быть в дальнейшем использовано другими людьми. Когда ученик или учитель добавляет в ВикиВики новую статью или новую фотографию, то эта фотография или статья перестает быть их собственностью. Теперь она является общим достоянием и может быть включена в состав новых статей. Возможность использовать страницы ВикиВики как строительные блоки наиболее полно проявляется благодаря встроенному в МедиаВики механизму шаблонов. Шаблоны МедиаВики особые страницы, содержимое которых можно вставить в другие страницы. Изменения в шаблоне отражаются на всех страницах, в которые они встроены. Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах. Благодаря технологии шаблонов МедиаВики мы можем собирать новые статьи Летописи, используя для их построения уже готовые кирпичики статей. Например, из статей про улицы можно собрать текст, в котором будет представлен район, а из кирпичиков статей о районах можно собрать статью о городе. Но, мы можем собирать и новые неожиданные сооружения. Например, мы можем собрать статью, в которой будут представлены все улицы Свободы или все церкви Ильи пророка в разных городах России.

Одним из результатов проекта стало привлечение большого числа студентов и преподавателей к работе на базе свободного программного обеспечения и появление региональных МедиаВик в педагогических ВУЗах нескольких городов - Саратов, Хабаровск, Псков, Нижний Новгород.

СарВики

Вики на сервере Саратовского ИПКиПРО была установлена в октябре 2005 года, и это была первая вики, в которой преподаватели из Саратова, Нижнего Новгорода и Пскова экспериментировали с поиском форм организации учебной деятельности школьников при обучении их работать в новой среде. Чаще всего это были Виртуальные экскурсии, в том числе и потому, что на первом этапе работы преподаватели-организаторы проектов связывали создание вики-статей с геокешингом. В течение нескольких месяцев педагоги и школьники, и организаторы вместе с ними :), осваивали вики как среду для коллективного создания гипертекста и пытались представить результаты проектной деятельности в виде вики-статей. Одновременно формулировались правила работы в среде, требования к содержанию и форме представления материала, и т.п. Сейчас СарВики, кроме того, используется на курсах учителей информатики как среда для знакомства с идеологией Веб2.0.

На начало января 2007 года 253 статьи, 53 участника, 61 файл.

ХабаВики

Хабаровский краевой ИППК ПК приступил к развитию региональной ХабаВики после исключительно удачно проведенного семидневного семинара "Летняя школа" для педагогов края. Вся деятельность фиксировалась в локальной сети без подключения к Интернет, но с ВикиВики. Простота освоения нового инструмента, возможность одновременной работы с серьезными и несерьезными текстами, полное перенесение всех материалов выездного семинара на стационарный сервер института убедила сотрудников института в необходимости и возможности проводить сетевые семинары (в том числе методологические) для учителей региона и методистов института, а также предоставить всем желающим учителям свободную площадку для проведения сетевых проектов со школьниками.

На начало января 2007 года - 267 участников, 299 статей, 468 файлов.

ПскоВики

Основные направления проекта: ВикиШкола, ВикиНовости, ВикиХранилище, ВикиСмех и др. Например, в разделе ВикиШкола планируется размещение информации о проектах, дистанционном обучении, методике преподавания различных школьных предметов. Здесь могут быть представлены материалы, полезные как учителям, так и школьникам - элективные курсы, подготовка к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы и др.

На начало января 2007 года - 76 участников, 101 статья, 98 графических файлов.

АстроВики

Астро Нижегородского педагогического университета открыта в апреле 2006 года. Используется для знакомства студентов с современными информационными технологиями и представлением материалов по курсу Технические и Аудиовизуальные средства обучения. В октябре 2006 года в университетской ВикиВики было зарегистрировано 185 человек. В коллекции фотографий размещены: фотографии, связанные с историей Нижегородского кружка любителей физики и астрономии.

Использование новых средств приучает нас к новому стилю поведения. Каждый из нас и то, что мы делаем, думаем и записываем, имеет значение. Каждый может внести свой вклад.

Мы действуем, думаем и учимся постоянно. Нельзя сразу научиться быстро находить нужное или писать хорошее. Но, можно постоянно искать, писать и наблюдать за тем, как это делают другие.

Мы не должны пытаться сказать слишком много. Попытки сказать слишком много порождают неуверенность в себе. Эта неуверенность приводит к тому, что мы пытаемся слепить из чужого, украсть, украсить и запутать других людей.

Мы не должны заботиться о других и о том, какое впечатление производят наши действия на других людей. Если мы нашли или сделали что-то полезное для себя, то есть большая вероятность, что это понадобиться и другим. Если создаем программу или текст только для других, только для того чтобы произвести на них впечатление, то ни нам ни другим этого не нужно.

Мы можем смело использовать кирпичики (слова, мысли и средства), которые создали другие люди.

Мы должны гордиться тем, что наши кирпичики берут и используют. Из кирпичиков, которые взяли и использовали строится крепкая репутация.

Программа конференции