Об образовательном потенциале вики-модели и его удобстве для небольших сообществ в последнее время много говорят энтузиасты. Мой доклад посвящён первоначальному опыту создания и использования вики-сайта для маленького научного сообщества, организовавшегося на основе студенческого семинара. Я постараюсь описать, что из идеологических и технологических особенностей вики оказалось и что не оказалось востребованным и эффективным.
Калмыцкий семинар организовался в СПбГУ в 2006 году, своим существованием он обязан полевой лингвистической практике: сначала как студенческий семинар по подготовке к экспедиции, затем постэкспедиционный семинар по обработке полевых материалов. Такая схема организации работы в связи с практикой традиционна, но материал для всех участников был новым - летом 2006 года состоялась первая экспедиция, посвящённая калмыцкому языку.
По характеру семинар представляет собой скорее сообщество, чем формальную учебную группу.[1] Участники семинара работают над общим идеальным объектом - полным и современным описанием калмыцкого языка, и персональными реальными объектами (доклады, отчёты, статьи). В структуре сообщества выделяется компетентное и вовлечённое ядро (научный руководитель, преподаватели, активные участники). Пополнение и развитие сообщества будет поддерживаться проведением последующих экспедиций, посвящённых калмыцкому языку, при удачных обстоятельствах на протяжении нескольких лет.
Опыт подобных многолетних экспедиций как в СПбГУ, так и в других ВУЗах показывает, что далеко не все материалы и полученные результаты (зачастую имеющие немалую научную ценность) доводятся до публикации, а в неопубликованном виде практически недоступны для коллег (участники с годами уходят из сообщества, материалы утрачиваются, о результатах забывают и т.п.). Особенно это касается материалов, созданных участниками, не находящимися в "ядре" сообщества.
При организации калмыцкого семинара ставились также задачи и по улучшению этой ситуации.
Основываясь на сказанном, можно сформулировать "стратегические" информационные задачи, стоящие перед сообществом:
Идея создания сайта возникла как попытка решения названных стратегических задач: 10 октября 2006 года был запущен сайт калмыцкого семинара на основе вики-движка MoinMoin.[2]
За прошедшие несколько месяцев эксплуатации можно подвести первые предварительные итоги.
Чем сайт стал:
Чем сайт не стал:
Отсутствие столь характерной для вики коммуникативной составляющей на сайте объясняется, в первую очередь, типом сообщества: оно локализованное, и участники регулярно встречаются. Кроме того, при создании сайта в его в структуре не было отведено явного места и не заложено образцов публикации неформальных материалов.
Модель редактирования веб-страницы
Интерфейсная модель вики обеспечила действительно низкий порог создания контента: в итоге все участники семинара смогли внести правки на персональных страницах и выложить свои материалы. Децентрализация усилий, вовлечение участников в работу с сайтом, разгрузка ядра.
Пунктуационный язык разметки или WISIWYGM
Язык разметки вики, во многом аналогичный пунктуационной системе, позволил всем участникам вносить правки, руководствуясь образцами. WISYWIG-модель работы с текстом, напротив, вызывает сложности, особенно при работе с новыми и структурированными текстами.
Модель совместной работы
Общеизвестная сфера эффективного применения вики - совместное создание контента, в случае сайта калмыцкого семинара работает очень ограниченно: поскольку бóльшая и наиболее ценная часть материалов создаётся и развивается не в рамках вики-сайта и не в формате вики. Для таких документов вики не обеспечивает канала обратной связи и служит лишь средством публикации.
Вики-модель контента
Опыт показывает, что участников требуется специально обучать стратегиям построения объектного гипертекста даже для тех материалов, которые создаются в рамках вики - спонтанно это не получается. Возможно, причина этого в том, что при разработке сайта не был последовательно соблюдён принцип ВикиИменования страниц.
Полная поддержка UNICODE
Исключительно важна для сайта, посвящённого лингвистической документации.
Средства организации простых структур данных
Поскольку MoinMoin - активно развивающийся и широко применяемый разными сообществами проект, он сопровождается обширной библиотекой расширений. С их помощью весьма упрощается построение простых структур данных (таких как библиография).
Безопасность и простота администрирования
Язык python, отсутствие базы данных (всё хранится в простых текстовых файлах).
Проблема преобразования документов
Преобразование документов, созданных в текстовых процессорах удовлетворительно не реализовано ни в ту, ни в обратную сторону.
Организация сложных структур данных
Создание сложных структур данных плохо поддерживается в MoinMoin, и может требовать серьёзного программирования. Так, имеющийся инструментарий MoinMoin не позволяет создать полноценный лингвистический корпус.
В заключение можно отметить, что базовые принципы вики в целом показывают свою эффективность в рассмотренном случае. Однако специализированные потребности учебно-научного сообщества оно не удовлетворяет.
[1]Косвенный показатель - почти стопроцентная посещаемость еженедельных занятий семинара.