Вторая конференция "Свободное програмное обеспечение в высшей школе" (27-28 января 2007)

Опыт использования MoinMoin-вики в студенческом семинаре

Маслинский Кирилл Александрович

ALT Linux, СПбГУ, Санкт-Петербург

Об образовательном потенциале вики-модели и его удобстве для небольших сообществ в последнее время много говорят энтузиасты. Мой доклад посвящён первоначальному опыту создания и использования вики-сайта для маленького научного сообщества, организовавшегося на основе студенческого семинара. Я постараюсь описать, что из идеологических и технологических особенностей вики оказалось и что не оказалось востребованным и эффективным.

О сообществе

Калмыцкий семинар организовался в СПбГУ в 2006 году, своим существованием он обязан полевой лингвистической практике: сначала как студенческий семинар по подготовке к экспедиции, затем постэкспедиционный семинар по обработке полевых материалов. Такая схема организации работы в связи с практикой традиционна, но материал для всех участников был новым - летом 2006 года состоялась первая экспедиция, посвящённая калмыцкому языку.

По характеру семинар представляет собой скорее сообщество, чем формальную учебную группу.[1] Участники семинара работают над общим идеальным объектом - полным и современным описанием калмыцкого языка, и персональными реальными объектами (доклады, отчёты, статьи). В структуре сообщества выделяется компетентное и вовлечённое ядро (научный руководитель, преподаватели, активные участники). Пополнение и развитие сообщества будет поддерживаться проведением последующих экспедиций, посвящённых калмыцкому языку, при удачных обстоятельствах на протяжении нескольких лет.

Опыт подобных многолетних экспедиций как в СПбГУ, так и в других ВУЗах показывает, что далеко не все материалы и полученные результаты (зачастую имеющие немалую научную ценность) доводятся до публикации, а в неопубликованном виде практически недоступны для коллег (участники с годами уходят из сообщества, материалы утрачиваются, о результатах забывают и т.п.). Особенно это касается материалов, созданных участниками, не находящимися в "ядре" сообщества.

При организации калмыцкого семинара ставились также задачи и по улучшению этой ситуации.

Задачи

Основываясь на сказанном, можно сформулировать "стратегические" информационные задачи, стоящие перед сообществом:

Сайт

Идея создания сайта возникла как попытка решения названных стратегических задач: 10 октября 2006 года был запущен сайт калмыцкого семинара на основе вики-движка MoinMoin.[2]

За прошедшие несколько месяцев эксплуатации можно подвести первые предварительные итоги.

Чем сайт стал:

Чем сайт не стал:

Отсутствие столь характерной для вики коммуникативной составляющей на сайте объясняется, в первую очередь, типом сообщества: оно локализованное, и участники регулярно встречаются. Кроме того, при создании сайта в его в структуре не было отведено явного места и не заложено образцов публикации неформальных материалов.

Эффективность вики (идеология)

Эффективные стороны

Модель редактирования веб-страницы

Интерфейсная модель вики обеспечила действительно низкий порог создания контента: в итоге все участники семинара смогли внести правки на персональных страницах и выложить свои материалы. Децентрализация усилий, вовлечение участников в работу с сайтом, разгрузка ядра.

Пунктуационный язык разметки или WISIWYGM

Язык разметки вики, во многом аналогичный пунктуационной системе, позволил всем участникам вносить правки, руководствуясь образцами. WISYWIG-модель работы с текстом, напротив, вызывает сложности, особенно при работе с новыми и структурированными текстами.

Неэффективные стороны

Модель совместной работы

Общеизвестная сфера эффективного применения вики - совместное создание контента, в случае сайта калмыцкого семинара работает очень ограниченно: поскольку бóльшая и наиболее ценная часть материалов создаётся и развивается не в рамках вики-сайта и не в формате вики. Для таких документов вики не обеспечивает канала обратной связи и служит лишь средством публикации.

Вики-модель контента

Опыт показывает, что участников требуется специально обучать стратегиям построения объектного гипертекста даже для тех материалов, которые создаются в рамках вики - спонтанно это не получается. Возможно, причина этого в том, что при разработке сайта не был последовательно соблюдён принцип ВикиИменования страниц.

Эффективность MoinMoin (технология)

Эффективные стороны

Полная поддержка UNICODE

Исключительно важна для сайта, посвящённого лингвистической документации.

Средства организации простых структур данных

Поскольку MoinMoin - активно развивающийся и широко применяемый разными сообществами проект, он сопровождается обширной библиотекой расширений. С их помощью весьма упрощается построение простых структур данных (таких как библиография).

Безопасность и простота администрирования

Язык python, отсутствие базы данных (всё хранится в простых текстовых файлах).

Неэффективные стороны

Проблема преобразования документов

Преобразование документов, созданных в текстовых процессорах удовлетворительно не реализовано ни в ту, ни в обратную сторону.

Организация сложных структур данных

Создание сложных структур данных плохо поддерживается в MoinMoin, и может требовать серьёзного программирования. Так, имеющийся инструментарий MoinMoin не позволяет создать полноценный лингвистический корпус.

* * *

В заключение можно отметить, что базовые принципы вики в целом показывают свою эффективность в рассмотренном случае. Однако специализированные потребности учебно-научного сообщества оно не удовлетворяет.


[1]Косвенный показатель - почти стопроцентная посещаемость еженедельных занятий семинара.

[2]Спасибо Институту Лингвистических Исследований РАН и лично Артёму Андрееву за предоставление хостинга и помощь в создании сайта.

Программа конференции