В данной публикации описаны причины и подведены некоторые итоги использования свободных программных средств в учебном процессе государственного экономического ВУЗа - СПб Торгово-экономического института.
1.1. Постоянная смена представителей и версий программных средств наиболее популярных классов привела к перестройке методики обучения: вместо "традиционного" обучения работе с программами перешли к обучению принципам и алгоритмам использования прикладных программ.
1.2. Во избежание неудобств, связанных с разнобоем версий программ, возникла идея унификации набора программ для учебного процесса с возможностью передачи этого набора всем желающим.
1.3. Ясное понимание необходимости перехода на легальное использование ПО, но при минимально возможных расходах.
1.4. Высокая трудоемкость администрирования и антивирусного обеспечения классов, работающих под управлением ОС семейства WindowsNT/2000.
а) Алгоритмизация и основы программирования;
б) Основы составления и оформления деловых документов;
в) Экономические и статистические расчеты в электронных таблицах, линейная оптимизация;
г) Использование ресурсов локальной сети, электронной почты и Интернет;
д) Основы создания и использования баз данных;
е) Подготовка презентаций;
ж) Разработка и оформление web-страниц
Регулярное использование свободного ПО началось в 2003 году в одном учебном классе (12 рабочих мест) для задач в), г) и ж) (см. выше). В качестве "подопытных" были выбраны студенты 3-4 курсов, по одной группе с каждого курса, а также аспиранты. Положительные результаты эксперимента обеспечили возможность дальнейшей экспансии свободного ПО. На конец 2006 года в СПбТЭИ из 7 компьютерных классов (114 рабочих мест) 5 являются двухсистемными (параллельно с лицензированной/лицензируемой ОС Windows установлен какой-либо "user-friendly" дистрибутив Linux) и только в 2-х классах (34 рабочих места) все еще используется MS Office. В остальных классах уже не осталось коммерческих прикладных программ.
В последние 2 года выбор операционной системы для проведения занятий определяется административным принципом "в Интернет из Windows не ходят!".
Поскольку еще до начала использования свободного ПО был принят подход "учить не программам, а принципам", то переход на новые программные средства в методическом плане произошел довольно легко. Фактически не потребовалось менять учебно-методическую литературу (методические указания и пособия), только в некоторых случаях проведена минимальная корректировка (например, замена русских названий функций в электронных таблицах оригинальными английскими).
В теоретических курсах обязательно проводится разделение программных средств на коммерческие и свободные/бесплатные, приводятся примеры свободных инструментов для решения тех или иных задач.
За несколько лет использования Linux и по итогам перебора различных дистрибутивов сформировались требования к "идеальному" (для решения указанных выше задач и в условиях не-технического ВУЗа) дистрибутиву:
а) Установка - с CD (не DVD!);
б) Разумно небольшое количество этих CD. Вариант с 8 CD (ALT Linux Master) чрезмерно громоздкий, а вариант с 15 CD (Debian) - просто неприемлем;
в) Наличие корректно работающих приложений, обеспечивающих решение указанных задач;
г) Корректная русификация;
д) Отсутствие обращений к ресурсам Интернет в процессе установки/модификации набора программ;
е) Появление новых версий хотя бы раз в год для обеспечения поддержки нового оборудования;
ж) Устойчивость интегрированных десктопов (KDE, GNOME) к изменению состава пользовательских приложений;
з) Отчетливая индикация раскладки клавиатуры, переключение раскладок - клавиатурой;
и) KDE в качестве десктопа по умолчанию;
к) Наличие удобного (в смысле отслеживания зависимостей) менеджера пакетов с графическим интерфейсом.
5.1. Использование свободное ПО в учебном процессе повышает качество преподавания, т.к. происходит переход от "рецептов" к принципам и алгоритмам, на чем и должно строится фундаментальное образование.
5.2. Исчезает необходимость использования пиратского ПО.
5.3. В целом проблемы перехода на свободное ПО, по крайней мере для учебного процесса, являются надуманными и не превосходят по сложности перехода с одной версии программы на другую.
5.4. Несмотря на все разнообразие существующих и используемых нами дистрибутивов Linux, нет ни одного (по крайней мере среди представленных LinuxCenter'ом), удовлетворяющего всем нашим требованиям.