Вторая конференция "Свободное програмное обеспечение в высшей школе" (27-28 января 2007)

Свободное програмное обеспечение в СПб Торгово-экономическом институте

Хахаев Иван Анатольевич

Санкт-Петербургский Торгово-экономический институт, Санкт-Петербург

В данной публикации описаны причины и подведены некоторые итоги использования свободных программных средств в учебном процессе государственного экономического ВУЗа - СПб Торгово-экономического института.

1. Причины использования свободного ПО в учебном процессе.

1.1. Постоянная смена представителей и версий программных средств наиболее популярных классов привела к перестройке методики обучения: вместо "традиционного" обучения работе с программами перешли к обучению принципам и алгоритмам использования прикладных программ.

1.2. Во избежание неудобств, связанных с разнобоем версий программ, возникла идея унификации набора программ для учебного процесса с возможностью передачи этого набора всем желающим.

1.3. Ясное понимание необходимости перехода на легальное использование ПО, но при минимально возможных расходах.

1.4. Высокая трудоемкость администрирования и антивирусного обеспечения классов, работающих под управлением ОС семейства WindowsNT/2000.

2. Круг задач.

Для использования свободного ПО были выделены следующие направления практических занятий:

а) Алгоритмизация и основы программирования;

б) Основы составления и оформления деловых документов;

в) Экономические и статистические расчеты в электронных таблицах, линейная оптимизация;

г) Использование ресурсов локальной сети, электронной почты и Интернет;

д) Основы создания и использования баз данных;

е) Подготовка презентаций;

ж) Разработка и оформление web-страниц

3. Процесс внедрения.

Регулярное использование свободного ПО началось в 2003 году в одном учебном классе (12 рабочих мест) для задач в), г) и ж) (см. выше). В качестве "подопытных" были выбраны студенты 3-4 курсов, по одной группе с каждого курса, а также аспиранты. Положительные результаты эксперимента обеспечили возможность дальнейшей экспансии свободного ПО. На конец 2006 года в СПбТЭИ из 7 компьютерных классов (114 рабочих мест) 5 являются двухсистемными (параллельно с лицензированной/лицензируемой ОС Windows установлен какой-либо "user-friendly" дистрибутив Linux) и только в 2-х классах (34 рабочих места) все еще используется MS Office. В остальных классах уже не осталось коммерческих прикладных программ.

В последние 2 года выбор операционной системы для проведения занятий определяется административным принципом "в Интернет из Windows не ходят!".

4. Методическое обеспечение

Поскольку еще до начала использования свободного ПО был принят подход "учить не программам, а принципам", то переход на новые программные средства в методическом плане произошел довольно легко. Фактически не потребовалось менять учебно-методическую литературу (методические указания и пособия), только в некоторых случаях проведена минимальная корректировка (например, замена русских названий функций в электронных таблицах оригинальными английскими).

В теоретических курсах обязательно проводится разделение программных средств на коммерческие и свободные/бесплатные, приводятся примеры свободных инструментов для решения тех или иных задач.

4. Дистрибутивы Linux для учебного процесса.

За несколько лет использования Linux и по итогам перебора различных дистрибутивов сформировались требования к "идеальному" (для решения указанных выше задач и в условиях не-технического ВУЗа) дистрибутиву:

а) Установка - с CD (не DVD!);

б) Разумно небольшое количество этих CD. Вариант с 8 CD (ALT Linux Master) чрезмерно громоздкий, а вариант с 15 CD (Debian) - просто неприемлем;

в) Наличие корректно работающих приложений, обеспечивающих решение указанных задач;

г) Корректная русификация;

д) Отсутствие обращений к ресурсам Интернет в процессе установки/модификации набора программ;

е) Появление новых версий хотя бы раз в год для обеспечения поддержки нового оборудования;

ж) Устойчивость интегрированных десктопов (KDE, GNOME) к изменению состава пользовательских приложений;

з) Отчетливая индикация раскладки клавиатуры, переключение раскладок - клавиатурой;

и) KDE в качестве десктопа по умолчанию;

к) Наличие удобного (в смысле отслеживания зависимостей) менеджера пакетов с графическим интерфейсом.

5. Некоторые итоги.

5.1. Использование свободное ПО в учебном процессе повышает качество преподавания, т.к. происходит переход от "рецептов" к принципам и алгоритмам, на чем и должно строится фундаментальное образование.

5.2. Исчезает необходимость использования пиратского ПО.

5.3. В целом проблемы перехода на свободное ПО, по крайней мере для учебного процесса, являются надуманными и не превосходят по сложности перехода с одной версии программы на другую.

5.4. Несмотря на все разнообразие существующих и используемых нами дистрибутивов Linux, нет ни одного (по крайней мере среди представленных LinuxCenter'ом), удовлетворяющего всем нашим требованиям.

Программа конференции