WikiWiki в организации учебного процесса

Кулик Евгения Юрьевна, Патаракин Евгений Дмитриевич

Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и решение этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.

Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня ещё мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву.

Использование в учебном процессе новых социальных форм программного обеспечения (social software) может способствовать освоению таких важных для научного образования навыков, как критическое мышление и коллективное творчество. При этом меняются требования как к методам и формам организации обучения, так и к роли преподавателя, его профессиональной подготовке. Совместные действия участников современных сетевых объединений зачастую носят стайный характер. Действиями отдельных игроков никто не руководит, но на основе их простого поведения формируется сложное коллективное поведение. Как правило, чем проще правила индивидуального поведения, тем более сложный характер имеет поведение всего коллектива.

Примерами таких стайных объединений на основе нового информационного обеспечения могут служить энциклопедии коллективного авторства на базе технологии WikiWiki. Эта технология изначально создавалось как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить своё сообщество. В WikiWiki реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Wiki наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.

В течение 2005 года нами была апробирована методика проведения занятий с преподавателями и студентами в среде WikiWiki. В качестве платформы для сообщества была выбрана WikiMedia.

В основу выбранной методики обучения были положены средо-ориентированный подход к организации учебной деятельности и проектный метод обучения.

Средо-ориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды», во взаимодействии с которой происходит его самообучение и саморазвитие. Основным методом обучения был выбран метод проектов, т. к. при его использовании учащиеся не только приобретают какую-то сумму знаний, но и осваивают ряд важных принципов и способов деятельности.

В ходе разработанных проектов преподаватели, студенты и школьники участвовали в коллективном создании текстов («Студенческая сказка»), и презентации результатов проекта, связанного с использованием мобильных устройств («Виртуальные экскурсии»). Важно отметить, что в единой среде WikiWiki параллельно действовали люди разного возраста, различного социального статуса и проживающие в разных городах России (Саратов, Нижний Новгород, Псков).

Использование WikiWiki как среды для совместной деятельности само по себе ещё не ведёт к тому, что люди работают вместе и внимательно относятся к деятельности соседей. Весь предшествующий опыт их педагогической и учебной деятельности мешает им использовать чужие наработки и создавать материалы, которые были бы полезны другим членами сообщества. Поэтому и первый опыт использования коллективной среды сводится к созданию отдельных не связанных между собой страниц-презентаций. Переход на новый уровень совместной деятельности требует от организаторов дополнительных усилий, которые бы расширяли поле зрения участников сообщества, помогали им отслеживать направления деятельности друг друга. В рамках WikiWiki организаторы учебного процесса должны постоянно просматривать и редактировать существующие страницы, находить на страницах общие темы и на уровне ссылок показывать ученикам, куда движутся партнёры и как можно с ними взаимодействовать.

Анализ специфики организации учебного процесса в среде WikiWiki показал, что существует несколько уровней конструирования учебной деятельности: концептуальный уровень (определение механизмов взаимодействия учащегося со средой), технологический уровень (постановка диагностичных учебных целей, описание их в терминах компетенций учащихся, которые необходимо сформировать, определение механизмов контроля), операционный уровень (определение операционной среды учебной ситуации, необходимой для формирования компетенций, отбор предметного содержания, форм и методов обучения), уровень реализации.