Опыт преподавания курса «Технология разработки Linux- и Unix-приложений» в техническом университете

Чичкарев Евгений Анатольевич

Тенденция к расширению области использования и известности open source программных средств отражается и в учебных планах и программах высшей школы. В частности, и на кафедре информатики ПГТУ введён новый курс — «Технология разработки Linux- и Unix-приложений».

Учебная программа включает три основных раздела — разработки сценариев на shell, Tcl/Tk; разработка приложений на C/C++; разработка переносимых приложений на Java. Курс включает достаточно объёмный лабораторный практикум (12 лабораторных работ) и завершается экзаменом. Содержание курса увязано с читаемыми параллельно курсами, посвящёнными администрированию сетей и разработке Интернет-приложений.

Однако несмотря на богатый набор возможностей и некоторые преимущества, попытки использования open source ПО в повседневной преподавательской деятельности наталкиваются на целый ряд проблем и препятствий, по существу не связанных с его качеством. Недостаток компьютерных классов и широкий круг различных дисциплин, в которых эти классы используются, не даёт возможности организовать хотя бы один класс, укомплектованный только Linux или FreeBSD. Поэтому даже при весьма ограниченных ресурсах устаревших компьютеров приходится эксплуатировать на них параллельно две ОС (Linux и Windows или Linux и FreeBSD). Другой проблемой является острый недостаток квалифицированных кадров, готовых организовать учебный процесс в среде Linux (это касается как профессорско-преподавательского состава, так и учебно-вспомогательного персонала). Наконец, при наличии большого количества разнородной литературы, посвящённой Linux и FreeBSD, использовать её в качестве учебной практически невозможно: многие книги — не более чем сборник рецептов и компиляция технической документации по используемым программам.

Поэтому при организации преподавания курса «Технология разработки Linux- и Unix-приложений» пришлось решать параллельно все три проблемы — организовать компьютерный класс (по существу, лабораторию open source программных средств); провести начальное обучение учебно-вспомогательного персонала; начать практически с нуля разработку методической базы.

После организации класса с полностью укомплектованным набором ПО (часть компьютеров с ОС Windows XP + Linux Mandriva, часть с ОС Windows XP + FreeBSD 5.4) open source ПО начало использоваться в ходе преподавания других дисциплин — «Теория систем и математическое моделирование», «Идентификация и моделирование технических объектов» и др.

По завершении первого семестра преподавания курса, посвящённого Linux, стало очевидным, что для студентов среднего уровня, привыкших работать почти исключительно c Borland C Builder или Excel, затруднительно использовать любые средства (свободные или проприетарные), требующие широкого использования консоли с командной строкой, т. к. это требует чёткого представления о том, что реально делается и какие средства используются. При этом использование многих мощных и удобных средств, ориентированных на графический интерфейс, приводит скорее к путанице и смещению понятий, чем к реальному ускорению разработки приложений.

Пожалуй, наиболее широкое применение открытое ПО в реальном учебном процессе нашло в дипломном проектировании. До 20 % студентов, защищающих в ПГТУ дипломы по специальности «Информатика», защищают дипломы, базирующиеся на Linux и FreeBSD.